Эмоции. Что должны знать родители.

Мозг и эмоции

68628213_689937688187642_8897659846183092224_nУ новорождённого первый контакт с миром связан с телом и физиологией, так как первым формируется рептильный мозг, который отвечает за голод, жажду, агрессивность, терморегуляцию… То есть, за хорошо или плохо.

И только со временем с развитием мозга полноценно развивается и эмоциональная сфера. Лимбическая система продолжает меняться в подростковом возрасте, и человек может испытывать всю палитру эмоций и давать этому предпочтения. Она очень чувствительна, она более активна нежели у взрослых. Некоторые этим объясняют рискованное и импульсивное поведение подростков.

Префронтальная кора окончательно формируется лишь в подростковом и юношеском возрасте, отвечает за принятия решений, планирование, понимание себя и окружающих, эмпатию.

И только уже у стабильной личности все функции мозга отлажены и человек способен держать фокус на главном, и получать удовольствие от движения к несрочным, но важным целям.

 

Для чего нужны эмоции

Каждая эмоция, даже самая дискомфортная – наш помощник. Как и каждая эмоция может быть и сложным испытание, даже самая «позитивная». Я противник того, чтобы разделять проявления эмоциональной сферы на позитивные и негативные.  Хотя в нашей культуре многие разделяют.

Легче научить детей, что «бояться – смешно», «плакать — стыдно», «злиться — некрасиво», «никто не дружит с теми, кто недоволен» …нежели научить как справляться с любыми своими чувствами. Так и вырастают взрослые, которые двигаются по жизни откликаясь на одобрения и похвалу, они не чувствуют и не понимают себя, и ими очень легко манипулировать.

Важно учить детей – что любые переживания являются природными и нужными, и следует их выражать, не нарушая права и границы других людей. Ведь даже любовь и дружба могут проявляться токсично.

Для моей племянницы было открытие, что волк не только злой. Она долго думала, прежде чем ответить на вопрос: — «А когда волк добрый и довольный?». Ее ответ: — «Когда сытый, лежит на солнышке и его никто не трогает». Думаю, любой в такой ситуации доволен.

 

Зачем мне самому знать какие бывают эмоции, отслеживать их и понимать?

Часто на психологических консультациях и системных расстановках я спрашиваю: «И что вы при этом чувствуете?». Ответить могут не все.67580891_352151929067377_2441687189789081600_n

Для того, чтобы человек имел опору личной целостности важен баланс ума, тела и чувств. Зачастую в воспитании родители и программы детских учреждений больше концентрируются на развитии когнитивных способностей, и часто забывают про свой вклад в эмоциональную сферу ребенка. Ведь человек научается распознавать свои переживания и выражать их в социальном окружении. А лучшее научение – на собственном примере.

Поэтому так важно, чтобы родитель был сам зрелой личностью и понимал, и принимал все свои чувства и переживания. Соглашаясь с реальностью, где уместны грусть, тревога, восторг… И запомните – эмоции уместны тогда, когда вы их чувствуете, – это реакция на реальность. А если эмоциональная реакция идет в разрез с реальностью – это говорит о психологической травмах, защитах и блоках с чем требуется поработать с профессионалом.

Программа минимум для родителя – это донести для ребенка: все что ты чувствуешь – это правильно, на это есть свои причины, и я могу помочь тебе в этом разобраться. Вместе мы справимся с любыми твоими переживаниями.» Такое поведение называется контейнирование.

 

Что делать со сложными переживаниями. Техника контейнирования.

Контейнирование – это внутренняя способность качественно присутствовать и при этом выдерживать эмоции свои и другого. При этом важно проявлять уважение и признание значимости переживаний.

Эмоция – реакция, и если человек что-то чувствует, то уговоры по типу, это не важно и не стоит на это обращать внимание, – не помогут. Напротив, обесценивание переживаний только увеличит дистанцию и непонимание между вами.

Быть таким «контейнером» или принимать помощь другого в нелегкие моменты жизни – это очень интимно, это проявление настоящей близости, ведь одна из сторон очень уязвима.

По-настоящему поддержать другого, принимая и «вмещая» в себе его страх, боль, горечь и просто быть рядом – это про доверие, открытость, безопасность, дружбу и любовь.

67711007_336791460598638_4572474105181241344_nКак ценно уметь быть таким безопасным «островком» для любимого человека, для друзей и родных. И в свою очередь, какой это дар быть с близким человеком, который «лечит» своим присутствием и принятием.

Для ребенка – это крайне необходимо! чтобы родитель был способен быть качественной поддержкой и опорой.

Ведь взрослый зачастую сам может справиться, он в большинстве случаев сам себе может быть таким «контейнером», ну в крайнем случае обратиться к психологу. Кстати процесс описан мной похож отчасти на процесс психотерапии.

У ребенка нет ресурса, опыта, знания, как о себе позаботиться, его мозг ещё формируется, он иногда физиологически не может обуздать захлестывающую волну эмоций.

Родитель учит проживать и бурную радость, и вселенскую печаль, тем самым учит искренности и настоящему контакту с другими. Если же обрывать процесс проживания – эмоции замораживаються, ребенок начинает сомневаться в себе, начинает ориентироваться не на собственные чувства, мысли и своё ощущение мира, а на убеждения – что правильно, а что нет. В таком случае ребёнок теряет и не может создать свою собственную опору, и может возникнуть диссоциация и неконгруэнтность.

Диссоциация – процесс отсоединения мыслей от чувств и тела, здесь часто возникает психологический механизм рационализации, также это одна из причин развития психосоматических заболеваний.

Неконгруентность – наличие внутреннего конфликта, то что у человека внутри не соответствует тому, что он выражает.

 

 

Техники контейнирования:

  1. Побыть рядом
  2. Подержать за руку
  3. Обнять и позволить ребёнку в объятиях выражать любые свои переживания: злиться, плакать, кричать…
  4. Смотреть в глаза
  5. Описать реальную ситуацию внутренне соглашаясь с ней
  6. Описать предполагаемые чувства, которые возникают
  7. Поделиться своими переживаниями

Алгоритм контейнирования:

  1. Нормализация переживания. Важно выразить, что в этой ситуации то, что ты чувствуешь – это нормально. Ты так реагируешь и это правильно.
  2. Присутствовать в процессе проживания. Дать этому время.
  3. После видимых изменений эмоций, также необходимо обсудить ситуацию, причины возникновения и возможные разные модели поведения в ней. Поговорить о эмоциях, зачем она и как они помогают. Пофантазировать о своём поведении в будущих схожих моментах.

Для чего важно с ребенком пройти весь этот алгоритм?

В этом процессе родитель выполняет разные функции:

  • дает ресурс (ты правильный, я тебя люблю в любой ситуации и с любыми чувствами, ты ценен сам по себе, ты можешь рассчитывать на меня…)
  • учит (почему у тебя такая реакция, что такое та или другая эмоция, зачем она, как она может мешать и помогать…)
  • воспитывает (что чувствуют другие участники ситуации, где и как защищать себя, какое поведение поможет выразить свои переживания и вместе с тем не нарушая границы других…)

Будьте опопрой, учите и воспитывайте, качественное родительство — это выбор!

С любовью Анна Гнатюк!

Подписывайтесь на мой новый телеграмм канал о качественном родительстве:

http://t.me/manunja

Запись на онлайн консультацию по скайпу
Запись на онлайн консультацию

Спасибо, что обратились к Psychology Service. Оставьте свои контакты для регистрации на Online консультацию, мы свяжемся с Вами в ближайшее время.

Номер телефона на случай если не сможем с вами связаться:

X
Запись на консультацию к Мирославе

Спасибо что обратились в Psychology Service. Пожалуйста, оставьте свои контакты и информацию.


Ваше Имя*

Ваш email*

Записаться на:*

Примечание

X
Записаться на консультацию к Анне Гнатюк

Спасибо что обратились в Psychology Service. Пожалуйста, оставьте свои контакты и информацию.


Ваше Имя*

Ваш email*

Записаться на:*

Примечание

X
Задать вопрос

Спасибо что обратились в Psychology Service, всегда готовы ответить на все Ваши вопросы. Для связи оставьте свои контакты.


Имя*

Ваш e-mail*

Сообщение

X
Записаться на консультацию

Спасибо что обратились в Psychology Service. Пожалуйста, оставьте свои контакты и информацию.


Ваше Имя*

Ваш email*

Записаться на:*

Примечание

X
Оставить отзыв

Обязательное поле

Заголовок для вашего отзыва.

Хотели бы Вы добавить ваше фото?

X