Воспитание ребёнка: на что обращать внимание в разных возрастных периодах?

 Воспитание — важнейшая родительская миссия. Родители являются первым источником опыта, который навсегда становится частью ребенка и направляет в течении всей его жизни. Знания об основных психологических аспектах на которые стоит обращать внимание в различные возрастные периоды помогают родителям воспитывать ребенка в гармоничном развертывании его способностей и уникальности. Итак, коротко об этапах развития психики и становления личности вашего ребенка в различные возрастные периоды.

13814-ZFam0053-2-a6edВозраст от 0 до 1 года. Формирование базового чувства доверия миру.

В этот период ребенок получает первый опыт взаимодействия с миром и узнает, является ли этот мир, в который он пришел безопасным для него местом. На этом этапе ребенок, еще ничего не знает о мире. Единственное откуда он может сделать первые выводы — это те переживания и ощущения, которые он получает от его близкого окружения. Очень важно обращать внимание на собственные эмоции которые наполняют вас когда вы с младенцем, ведь это время является сенситивным для формирования у ребенка базового доверия к миру и в дальнейшем будет влиять на его отношения с другими людьми в течение всей его жизни. Уход за новорождённым должен быть бережным, последовательным, надежным, все действия должны быть понятны и предсказуемы для малыша. Забота, наполненная любовью, теплом и положительными эмоциями, развивает у ребенка чувство доверия к окружающему миру и уверенности в своей способности влиять на него. Если малыш в этом возрасте, получает частый опыт неоправданных надежд и ожиданий, то это развивает в нем страх и неуверенность. Поэтому так важно, в случае возникновения непонятных малышу ситуаций, давать ему постоянную поддержку, понимание и любовь.

От 1 до 3 лет. Формирование чувства автономности, силы воли и внутренней уверенности.

В этом возрасте ребенок становится все более подвижным. В возрасте от 18 месяцев дети начинают отстаивать свою независимость и собственный выбор. Это проявляется в том, как они хотят самостоятельно выбирать игрушки, одежду, еду которые им больше нравится и тому подобное. Целью воспитания в этом возрастном периоде является формирование самоконтроля и положительной самооценки. Чем лучше условия создадут родители, чтобы ребенок познавал свои навыки и способности, тем лучше у ребенка сформируется базовое чувство независимости и автономности. Поэтому очень важно, чтобы родители давали возможность своим детям справляться самостоятельно в простых задачах и навыках, например одеваться, играть, заботиться о своем теле, ведь это позволяет ребенку познавать пределы своих способностей и умений.
children-and-animals69Родители должны сохранять тонкий баланс между помощью ребенку и верой в его собственные силы. Например, вместо того, чтобы одеть ребенка, родители должны иметь терпение и позволить ему попробовать сделать это самостоятельно или подождать пока ребенок сам попросит о помощи. Поощряйте ребенка, становиться более независимым и, в то же время, защищайте его от опыта постоянных неудач. Не пытайтесь делать все вместо ребенка, но если он не справится с конкретной задачей, не критикуйте его. Неудачи вашего ребенка, особенно в этом возрасте — это часть обучения и каждый успех, достигнутый самостоятельными попытками, развивает и укрепляет его силу волю. Если на этой стадии ребенок часто критикуется, чрезмерно контролируется или ограничен в возможностях заявлять о себе, он начинает чувствовать стыд за себя и сомневается в своих силах, становится чрезмерно зависимым от других. Поэтому для того, чтобы ваш ребенок становился более уверенным в своих силах и способностях, в этот период так важно поддерживать и поощрять независимость, которая в нем развивается и растет.

От 3 — 5 лет. Развитие навыков социального взаимодействия и инициативности.

644470_537709386275375_271806803_nЭтот период является сенситивным для развития навыков межличностного взаимодействия. Основным инструментом развития этих умений у ребенка — это игра. Если создавать ребенку возможность проявлять себя в игре с другими детьми, то он будет учиться лучше чувствовать себя, принимать решения, проявлять инициативу и вести за собой.
Существует тенденция, что ребенок становится слишком активным и своей инициативностью, может навредить своей безопасности, все же поэтому важен здоровый родительский контроль, чтобы направить ребенка в развитии понимания нравственных норм и самоконтроля. Вместе с тем чрезмерное ограничение и наказания могут привести к потере у ребенка его активной позиции в жизни.
Также на этом этапе, ребенок начинает задавать много вопросов. В этом проявлении ребенок получает более глубокие, чем просто на чувственном уровне, знания о мире. Если родители относятся к вопросам ребенка, как к чему-то тривиальному, обыденному, тому, что отягощает их, то ребенок может чувствовать свою «ненужность». Это может подавлять творческие способности ребенка и снижать его желание к взаимодействию с другими людьми. Поэтому будьте предельно внимательными к тому, что вас спрашивает ребенок, старайтесь дать ему как можно понятные и исчерпывающие ответы, ведь вы — первые, кто помогает создать понимание мира в котором живет ваше дитя. Своими ответами дайте ей почувствовать себя принятым и услышанным этим миром.

Возраст от 5 до 12 лет. Развитие сферы компетенции в определенной деятельности.

best-magnifying-glass-options-1024x614В этом возрастном периоде, дети стараются стать более компетентными в определенной деятельности, которая подчеркивает его взросление и самостоятельность. Ребенок учатся читать, писать, считать. Теперь он чувствует необходимость получить одобрение путем демонстрации конкретных навыков, которые ценятся обществом, это развивает в нем чувство гордости за свои достижения. Если детей поощрять к достижению успехов, подкреплять в развитии и реализации потенциала, они будут чувствовать себя трудолюбивым и уверенными в своей способности достичь поставленных целей. Если же эта инициатива не поощряется и ограничивается родителями или учителями, то ребенок начинает сомневаясь в себе, и своих силах. Вместе с тем, опыт адекватной критики ребенку таки нужен, чтобы ребенок мог чувствовать баланс между своей компетентностью и сферой собственного развития. Успех на этом этапе приведет к адекватной самооценке, добропорядочности и становлению положительных качеств личности.

Возраст от 12 до 18. Формирование представления о себе и своем месте в обществе.

InstaxgramПодростковый период является этапом перехода от детства к взрослой жизни. Через собственный опыт взаимодействия с окружающими, ребенок формирует представление о себе, осознает свои базовые ценности, убеждения и цели, познает социальную роль которую хотелось бы играть в обществе. Развиваясь, дети становятся более независимыми, и начинают смотреть на будущее с точки зрения карьеры, отношений, семьи, будущего. Поступки в таком возрасте основываются на усвояемой в семье морали и понятий этики поведения, полученной из опыта социального взаимодействия. Поэтому родители всегда должны помнить о своем пример нравственных ценностей который они несут ребенку, а также заботиться об условиях социального взаимодействия ребенка, где он мог бы получить достойный пример поведения в обществе.
В этот период родителям следует обращать внимание на то пространство которое они создают ребенку для того, чтобы он стал личностью.
При воспитании подростка, часто отвечайте себе на вопросы:

  • достаточно ли вы доверяете своему ребенку? ;
  • умеете контролировать ее безопасность? ;
  • внимательны ли вы к внутренним переживаниям ребенка? ;
  • понимаете основные причины его печалей и радостей? ;
  • позволяете ли вы, чтобы мысли и предпочтения вашего ребенка отличались от ваших

Сопровождайте вашего ребенка по жизни, говорите ему о его сильных сторонах, верьте в него, направляйте в реализации его талантов, умейте быть одновременно наставником и другом, и пусть ваш собственный пример помогает ему становиться здоровой, умной, независимой, ответственной, открытой и доброй личностью.

С уважением, Василькова Мирослава

Запись на онлайн консультацию по скайпу
Запись на онлайн консультацию

Спасибо, что обратились к Psychology Service. Оставьте свои контакты для регистрации на Online консультацию, мы свяжемся с Вами в ближайшее время.

Номер телефона на случай если не сможем с вами связаться:

X
Запись на консультацию к Мирославе

Спасибо что обратились в Psychology Service. Пожалуйста, оставьте свои контакты и информацию.


Ваше Имя*

Ваш email*

Записаться на:*

Примечание

X
Записаться на консультацию к Анне Гнатюк

Спасибо что обратились в Psychology Service. Пожалуйста, оставьте свои контакты и информацию.


Ваше Имя*

Ваш email*

Записаться на:*

Примечание

X
Задать вопрос

Спасибо что обратились в Psychology Service, всегда готовы ответить на все Ваши вопросы. Для связи оставьте свои контакты.


Имя*

Ваш e-mail*

Сообщение

X
Записаться на консультацию

Спасибо что обратились в Psychology Service. Пожалуйста, оставьте свои контакты и информацию.


Ваше Имя*

Ваш email*

Записаться на:*

Примечание

X
Оставить отзыв

Обязательное поле

Заголовок для вашего отзыва.

Хотели бы Вы добавить ваше фото?

X